История развития института судебных приставов начинается еще с древнейших времен. В самый ранний догосударственный период русской истории вопросы справедливости решались практически единолично главой рода или вождем племени.
С образованием в IX веке Древнерусского государства функции верховного судьи исполнял великий князь киевский, а суд на местах от имени великого князя исполняли наместники. В принятии судебных решений опирались на обычное право восточных славян и Киевской Руси – «Закон Русский». Он содержал нормы уголовного, наследственного, семейного и процессуального права. Что же касается исполнения судебных решений, то в этот период оно отличалось юридической замысловатостью.
Еще одним источником права в Древней Руси является «Русская Правда». В ней упоминается «о мечнике, о детском (судебном исполнителе), о вириниках, которые собирали с населения виры и продажи, их помощниках (отроках, метельниках), взыскивавших судебные пошлины, о ябедниках....», выступавших в качестве вспомогательных судебных органов. Они занимались, в основном, сбором штрафов — основным наказанием, предусмотренным Русской Правдой.
Ослабление власти великого князя и усиление крупных феодалов на местах привели к распаду единой Киевской Руси. С 30-х годов XII века наступает период феодальной раздробленности. Именно в этот период политическим и экономическим центром становится Великий Новгород.
Самые ранние сведения о новгородских судебных исполнителях содержаться в берестяных грамотах XII столетия, в которых названы «дворяно», «приставе», «праведьщик», «сотский», которые исполняли различные функции: сбор долгов, рассылка судебных повесток, проведение испытания железом.
Также сведения о судебных исполнителях имеются в Новгородской и Псковской Судных Грамотах, где решения князя и его окружения исполняли «подвойские» приставы и княжеские слуги. Необходимо отметить, что Псковская Судная грамота упоминает среди судебных чинов особых привратников – «подверников», которых «при суде было двое: один являлся представителем Пскова, другой представлял интересы князя.
Одновременно с Новгородским, Псковским и другими государственными образованиями периода феодальной раздробленности существовало Московское княжество, которое к концу XV века увеличилось в 6 раз и превратилось в Русское централизованное государство.
Принятый в 1497 году первый свод законов Русского государства — Судебник — зафиксировал организацию судебно-административной власти в центре и на местах. В Судебнике упоминались особые судебные исполнители – «недельщики» – и впервые излагались их права и обязанности. «Недельщик» нес службу в Москве при государе и боярах и вызывал в Москву тяжущихся из всех городов и областей Московского государства. Как олицетворение эффективно действующей государственной власти «недельщик» был фигурой высокого по уровню статуса, влиятельной и популярной.
Принятый в 1550 году новый Судебник засвидетельствовал усиление роли центральных судебных органов в государственном управлении, который предписывал упорядочить деятельность судебных приставов.
В конце 16 столетия судебные приставы не только исполняли свои прямые обязанности, но и привлекались правительством к взысканию налогов и сборов с населения.
В 1649 году Земский собор принял Соборное Уложение, ставшее первым сводом всех действовавших правовых норм Российского государства. Отдельные статьи Соборного Уложения регламентировали деятельность судебных приставов, ему были предоставлены широкие полномочия; он доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет привод ответчика, участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного.
В 70-е годы XVII века была уточнена численность «служилых людей» по разным городам России. Больше всего судебных приставов насчитывалось в Костроме: «Детей боярских, которые ходят в неделях, 10 человек. Приставов 27 человек».
В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. Однако сотрудники этого ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы. Решение к возврату института судебных приставов было принято в ходе подготовки судебной реформы. 20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства», в которых впервые подробно освещались правила исполнительного производства.
В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, наблюдение за порядком в зале суда, розыск должников, розыск и арест имущества.
Официальный статус судебных приставов определен 1 ноября 1865 года.
Согласно «Учреждению судебных установлений» кандидат в судебные приставы приводился к присяге. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о вступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавались особый знак и особая печать. Судебный пристав производился в классный чин.
В таком виде институт судебных приставов просуществовал до начала XX века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года.
На смену судебным приставам Российской Империи пришли судебные исполнители Советской России. В советский период функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников судебного процесса возлагаются на советскую милицию.
В это время деятельность по исполнению судебных решений регулировалась различными нормативными актами:
Основы гражданского судопроизводства СССР от 08.12.1961
После распада СССР 18 апреля 1991 года был принят закон РСФСР «О милиции», где функции по приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказанию содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий были отнесены к обязанностям милиции общественной безопасности.
И только с принятием Федеральных законов от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» можно сказать, что институт судебных приставов восстановил свой статус и стал самостоятельным и независимым органом исполнительной власти.